1.Зачем мне это было надо + background.
Язык изучался:
-в обычной школе много лет назад, даже с репетитором 2 раза в неделю (Бонк, конечно);
-в неязыковом университете 2 года(1 раз в неделю по 4 академ.часа)
-далее на пять лет был благополучно заброшен. Захотелось вспомнить уже забытое: а) когда услышала нейтива (уж очень красиво говорил); б) когда поняла, что не понимаю по радио песни на английском; в) когда вышел очередной Гарри Поттер. Дожидаться, когда переведут, не хватило терпения, книга была куплена в оригинале и прочитана.
Таким образом, была выявлена лучшая система обучения для меня – книги, кино на английском с субтитрами, радио. Главное, чтобы интересно. Основные грамматические правила были все-таки заучены в юности. Год я слушала-смотрела-читала, вспомнилось многое из давно забытого, но оставалась проблема speaking – неактивный vocabulary, незнание бытовых фраз, непонятно какое произношение (ему учили классе в пятом, по-моему…)
2.Промежуточный этап.
Поездка в Англию на срок более стандартного отпуска (2 недели) вообще не входила в мои планы – нет времени, нет денег, хочется на море. Поэтому был выбран стандартный курс (20 часов) на Мальте - AM Language Studio, маленькая нераскрученная школа, относительно недорогая – получалось 300 долларов за 2 недели (без проживания), основная идея – отдохнуть и попробовать заговорить. Школа (как и отель) бронировалась через агентство – лето, сезон, поздно спохватились. Хочу заметить, что несмотря на большое количество нелестных отзывов о школах на Мальте, там у меня была одна из лучших учительниц. Правда, она была англичанка.
Выводы после поездки:
-2 недели мало, первая неделя была просто шоком (когда понимаешь, что даже «ой, блин» или «подвинься, пожалуйста» сказать не можешь), на второй неделе понимаешь 80-90% из того, что говорит преподаватель и начинаешь говорить с однокашниками;
-ехать надо одному. Ездили с подругой, собирались даже вне школы speak English – конечно, этого не делали ;
-это полезно (когда относительно знаешь грамматику, обладаешь каким-то vocabulary – даже неактивным). Интересно, что на вторую неделю, когда слушаешь преподавателя, вспоминаешь слова, заученные лет 10 назад или прочитанные в книжке...)
3.Выбор школы.
Сразу после мальтийского отпуска стало думаться о следующей поездке – куда, на какой срок и т.д.
Нужен был интенсив (28-30 часов в неделю), General English, уровень – где-то Upper Intermediate.
Срок – максимум месяц, на больший с работы не отпустят (и так слишком много), соответственно ЮАР, США, Австралия и Н.Зеландия отпали сами собой из-за дорогого перелета. Все-таки туда имеет смысл лететь только на длительный срок.
Соответственно остались – UK, Ирландия, Кипр, Мальта. О кипрских школах не знаю ничего, на Мальту еще раз не хочу, ибо географический голод – люблю новые места, разница в цене между Ирландией и UK несущественна, по-моему. Остановилась на UK.
Далее – спецификация по регионам и городам. Критерии – относительно «чистый» язык (без ярко выраженных акцентов), ну и просто место, где приятно прожить месяц (отпуск все-таки). Без ярко выраженного акцента – соответственно, не Уэльс, не Шотландия, не Ирландия, желательно – центральная или южная Англия. Почему не Лондон – сама из Москвы, от Города устала, не хочется каждый день преодолевать большие расстояния на общественном транспорте. Почему не маленький город в центральной Англии – сама из Москвы, от Города устала, но не настолько ).
Оставались Оксфорд-Кембридж-Южное побережье. Выбор сделан был в пользу побережья, просто тупо люблю море. Город – Брайтон (опять-таки в попытке найти золотую середину: с одной стороны, до Лондона – 2 часа (и 3-11 фунтов) на автобусе, либо час на электричке, но дороже; с другой – город небольшой, но современный и в бытовом плане удобный, местный курорт, в общем).
Пока выбирала школу, сломала голову, читала отзывы, делала выборки с сайта Британского совета, сравнивала цены и услуги и т.п. В итоге написала в три, выбрала одну – ISIS. Аргументы – a) цена урока была ниже (брала интенсив, цена за урок имела значение, получалось – 185 фунтов в неделю за 30 занятий); б) можно было выбрать accommodation - студенческую резиденцию, жить в host family не очень хотелось; в) ответили первые. Еще старалась выбирать такую, которую не предлагали в российских агентствах (тупо забивала в поисковик и проверяла). Логика – если с конкретной школой не работают, число российских студентов будет меньше.
Далее – стандартная процедура: переписка, бронирование курса, оплата депозита (200 фунтов), получение приглашения, получение визы, бронь билетов, оплата всего курса, перелет.
4.Факты и впечатления.
Языковой барьер имел место только в первый вечер, когда не смогла внятно болтать с таксистом, но если честно, то в принципе и не хотелось общаться – устала. Далее – вполне спокойно (спасибо Мальте).
В школе русских немного. Не просто во время моей учебы (апрель) - в это время их не было вообще. Я уточняла у администраторов – они сказали, что несколько русских когда-то приезжали, но их можно пересчитать по пальцам. За месяц русских в городе видела раза 4.
Студенты в основном из Турции, Кореи, арабских стран, попадаются европейцы, 20-35 лет, живут здесь, как правило, минимум по полгода. Правда, все мои знакомые/одноклассники рассказывают о classmates/flatmates/boyfriends/girlfriends from Russia, которые в изобилии приезжают сюда летом (на каникулы).
В школе выяснилось, что они не набирают послеобеденную группу для моего интенсива (ибо не сезон) и предложили либо вернуть деньги, либо вместо 10 групповых послеобеденных занятий три занятия в неделю one-to-one. Выбрала второе. Не пожалела – интересно, можно выбирать, на что хочешь обратить внимание и т.д.
Кол-во человек в классе – в среднем 7-8, но иногда бывает, что и все 14, а иногда 2-3.
Качество – по-моему (с учетом моего скудного опыта), все школы очень похожи, как и преподаватели. Просто их система обучения отличается от нашей классической системы преподавания языка. Поэтому оценить мне сложно – по-моему, все хорошо, преподаватели профессиональные, заставляют открывать рот и дают домашние задания, учебник – Cutting Edge плюс доп.распечатки, далее – все зависит собственно от студента. Грамматика не очень сильная, но грамматики я накушалась в юности. Основной акцент – speaking, listening, communications, развитие vocabulary. Раз в неделю пишем что-нибудь в качестве домашнего задания.
Быт. Резиденция – нечто вроде хостела (вообще-то оно обзывает себя отелем и даже имеет свой сайт). 10 минут пешком от школы. 115 фунтов в неделю (без еды). Комната – метров 8, холодильник, микроволновка, раковина, чайник, телевизор, шкаф-кровать-стул-стол, бесплатный Wi-Fi (берет не во всех комнатах), постельное белье меняют раза два в неделю. Туалет-душ – на этаже, по одному комнаты на три, наверное. На «занято» не натыкалась ни разу ).
Что я слышала о host family: разное. Кому-то везет (отличные люди, вкусно готовят, любят своего студента и разговаривают с ним, живут недалеко от школы), кому-то нет – живут очень далеко, не факт, что англичане (могут быть и турки), замкнуты, плюс определенные правила – завтрак/ужин в определенное время, лимитированное число походов в душ, ограничения по времени возвращения домой. По цене – 75-100 фунтов, как правило, студенты после первого месяца выбирают себе другую семью самостоятельно, если их что-то не устраивает.
Развлечения. Брайтон – море, белые утесы, больше похож на средиземноморский городок, чем на английский. Тепло (апрель), народ на пляжах, травка зеленеет, солнышко блестит. Благостно. В то же время – бурная ночная жизнь (пабы, дискотеки, рестораны, кино и т.д.). Бурная ночная жизнь не подразумевает, что студенту обязательно в нее вливаться. Колхоз – дело добровольное. Хочешь – иди в паб, хочешь – гуляй по набережной, и т.д. Лондон, как отмечалось, недалеко. Школа регулярно приглашает на экскурсии в другие города/местности (за отдельную плату).
Если сделать поправку на сезонный фактор (весна – не сезон), можно сказать, что летом наверняка больше народу в принципе (подозреваю, что сюда съезжается половина UK), плюс гораздо больше русских (студентов и школьников).
Что интересного я знаю про другие местные школы (от их студентов и т.д.):
- StGiles InternationalLanguage School – центр города, много русских (вроде бы наши агентства с ней работают);
- Regency College Brighton – учеба дешевле, чем в моей школе, русских студентов мало, их студенты могут жить в моем хотеле/хостеле, либо в школьной настоящей резиденции (общаге) – тоже рядом со школой, дешевле и комната больше, но в комнате нет техники.
- В Лондоне есть некая London Study Centre – находила отзыв на bratok.co.uk, цены для Лондона очень низкие, вроде хвалили..
Общие выводы.
Как обычно, кажется, что мало.. Хочется приехать сюда хотя бы месяца на три, но для меня это сложно.
О пользе – конечно, есть. Если достаточно коммуникабельную особу поместить в англоязычную среду на месяц - то нужно приложить максимум усилий, чтобы она не заговорила. Набираешься всяких словечек, постоянная практика small talk – так как много новых людей, получаешь ответы на интересующие тебя вопросы. Если нужно что-то, что не знаешь, как называется, начинаешь объяснять на уровне «ну такая штука, у нее еще три перламутровых штуковины, используется там-то и обычно делает вот так».
Для себя решила, что в общем случае, общаясь с англичанами, лучше слушать (интонацию, ударения, произношение), а общаясь с другими студентами – лучше говорить (набираться разговорной практики), так как воспринимать испанский/азиатский английский довольно тяжело..
Да и вообще просто интересно разговаривать с людьми из других стран, особенно с интересными людьми )