Отмена занятий - вопрос скользкий. На заре моего частного преподавания он стоял ребром. Иногда я реально теряла вплоть до 50% месячного заработка, а поскольку тогда он был и без того не сногсшибательным, это ввергало меня в тяжелейшее уныние. Сейчас проблема не стоит так остро. Во-первых, теперь я работаю в основном со взрослыми, и они ответственно подходят к своим занятиям, без уважительных причин не пропускают. С детьми сложнее, потому что они болеют чаще, у них каникулы, когда зачастую (по какой-то причине) родители не считают нужным посылать их на занятия. На первом же занятии я предупреждаю, что отмена занятия - это самая крайняя мера, возможная только в тех случаях, когда случается форсмажор, и нет никакой возможности перенести занятие на другой день и время. Большинство соглашается и ответственно договариваются о компенсации занятий. Но заставлять людей это делать я тоже не стану.
В конце концов, эти знания нужны им, а не мне, своего клиента я всё равно найду. На их совести прилежно посещать уроки и выполнять задания, в противном случае я снимаю с себя ответственность за их знания, и люди это понимают. Но если человек приходит ко мне с изначальной формулировкой "выучить язык для себя", никуда не торопится и заниматься в своё удовольствие, с какой стати я буду его заставлять компенсировать занятия? Естественно, всё это относится к случаям, когда не идёт речь о злостном непосещении, когда пропадает от 3 и более занятий в месяц, - с такими клиентами мы просто быстро прощаемся. Но брать полную предоплату за месяц я никогда не стану. Во-первых, я не вижу в этом ничего удобного для себя самой. Во-вторых, люди нередко идут к репетитору не только потому, что им удобнее индивидуальное обучение, но и потому, что здесь никто не требует от тебя всей суммы сразу, как на курсах. Сколько позанимался - столько и заплатил. А брать плату за услугу, которую ты не предоставил, я считаю некрасивым. Я бы не стала заниматься с таким преподавателем, например, будь он хоть семя пядей во лбу. У меня у самой бывают форсмажорные ситуации, когда приходится отменять занятия или их переносить, но клиенты всегда относятся к этому с пониманием, как и я к ним. Будьте человечнее с учениками и помните, что ваше занятие подразумевает риск потери потенциального заработка. Такова специфика, это нормально.
Что касается тётки этой, я бы отказалась на вашем месте. Правильно заметили предыдущие ораторы, вам бы сейчас что-нибудь попроще, с детками работать, опыт и профессиональную самооценку нарабатывать, а не с такими вот "себе на уме". На мой взгляд, нужно стремиться работать с теми учениками, с кем вам комфортно, приятно и интересно. Была у меня не так давно тётка одна, 47 лет, важная такая тётка, финансовый директор в одной очень крупной международной компании. Личность для меня весьма неприятная, даже толком сложно объяснить, почему; я вся напрягалась перед занятиями с ней и занятие проводила, как будто экзамен сдавала, без малейшего энтузиазма. После нескольких месяцев занятий тётка уехала сначала в командировку, а затем в отпуск, и больше не проявлялась. Несмотря на то, что она была мне крайне выгодна финансово, я вздохнула с облегчением, когда поняла, что больше мне с ней работать не придётся.