Прочитала тут в соседней ветке вопрос про алфавит и задумалась, как же я "обучаю" буквам и письму. Кажется, что большую роль играют их величества Удобный Случай и Хорошая Идея. Суть в том, что ребёнок умеет писать по-русски (печатными буквами, естественно): так получилось, что у бабушки одни игрушки, а дома другие, и к бабушке, когда болеем, не ездим, а по игрушкам скучаем. Нашли выход - пишем игрушкам письма:)
По-английски тоже начали писать не с одной буквы (крючки и палочки в прописях не в счёт, они просто time fillers и смысловой нагрузки не несут), а сразу целое письмо: вскоре после появления англоговорящего Max'а так получилось, что что-то такое дочка сделала, то-ли уронила его, то ли бросила (баловалась), и я решила ей объяснить, что нельзя так делать. В общем Max обиделся и улетел (я его спрятала). И так всё серьёзно - слёзы ручьём: "Мам, а как его вернуть?". Я предложила написать письмо, в шутку, а в результате был написан (и выучен наизусть!) целый абзац - я писала на черновике, а дочка целый час курсировала из комнаты в комнату - приходила спрашивала, как что сказать-написать по одной фразе, я писала фразу на листочке, она уносила в свою комнату и старательно переписывала на огромный альбомный лист. Потом мы долго запечатывали письмо в самодельный конверт, а апофеозом было написание To Max from Cambridge вместо адреса (на деревню дедушке:).
Прошло уже несколько месяцев, но вот то письмо дало огромный толчок в плане мотивации и стремления прочитать и понять написанное по-английски. На прошлой неделе попробовали играть в Zak's Wordgames (это CD-ROM от Longman с играми на чтение и понимание на слух бытовой тематики с красивым сюжетом - мальчику инопланетянину нужно собрать 24 осколка от разбишегося wheel of knowledge, а помочь ему в этом можно сыграв в 24 игры со словами, картинками и озвучкой). Несмотря на то, что игры для детей 7-12 лет, дочка с первыми несколькими справилась без особого труда, так как они очень грамотно построены методически - игры первого уровня на восприятие на слух с красивыми картинками, например, помоги рыбаку выловить всё (называется предмет, и на него нужно кликнуть) или накорми динозавра (динозавр раз 10 называет по три предмета (отрабатывается несколько десятков слов в каждой игре, поэтому играть приходится относительно долго - минут 10-20, если ребёнок сам играет), каждый из которых нужно выбрать из отдельного списка из подписанных картинок и закинуть динозавру в пасть). Отрабатываются базовые лексические единицы, в упомянутых мной играх, например, это противоположные по значению прилагательные, названия простых предметов и игрушек, названия овощей, фруктов, напитков. Каждая игра - определённая тема. Некоторые игры из двух частей - сначала только картинки и звук, а во второй части добавляется текст. В заданиях на распознавание слов (чтение), слов немного, но повторяются они по 7-10 раз каждое за игру, поэтому ребёнок просто запоминает, какое слово как произносится, но не читает во взрослом смысле, а ищёт произнесённое слово по первой букве, а осташуюся часть воспринимает как картинку. Та же самая история с играми на дисках Muzzy - такие слова, как big, small, beautiful, long, fast. slow, а также имена (Сorvax, Bob), дочка на сегодняшний день "читает". Посмотрим, что дальше будет - думаю, что всё же возьму упражнения phonics / reading drills, так как у нас ещё эстонский язык вклинивается и мешает: там буквы такие же, но читается всё как пишется (в итоге, если я специально не заостряю внимание на том, из какого языка слова, дочка пытается их прочитать по слогам, чаще всего это попадающиеся на глаза вывески), поэтому, на мой взгляд, нужно всё же давать правила чтения - просто читать однотипные слова, тем более, что ребёнок не против:)